СМИ о нас: блог любопытного пассажира

18 ноября – день рождения ижевского трамвая. 79 лет – возраст почтенный. Скоро наступит юбилейный год и о своем электротранспорте Ижевск скажет много хороших слов.
Мы решили не ждать и открыть Блог Любопытного Пассажира именно сегодня.

 История трамвая

80 лет назад даже в эти осенние дни шла  работа по укладке первых трамвайных путей в городе. Естественно, однопутных (то есть, для движения во встречным направлениях использовались одни и те же пути, а встречные трамваи разъехаться могли только на разъездах). Только несколько месяцев спустя, в январе 1935 года будет  достроена первая тяговая подстанция.
Первые пять километров (4,9 км, если быть точными) в торжественный день 18 ноября 1935 года осваивала (!) женщина. Архивы сохранили ее имя – Рязанова Мария Ивановна.
Приличную территорию депо с возможностью организовать производственные участки удалось получить только в годы войны. На месте первого депо у Воткинской ж/д линии располагалось оружейное производство и в 1943 после основной смены трамвайщики работали еще и строителями – возводили будущие цеха. Ходят такие байки, что во время земельных работ многие годы спустя тут находили снаряды и патроны. Первым и единственным депо на К.Маркса было до 1965 года.
Вообще, надо сказать, что поскольку автобусное движение в годы войны в Ижевске приостанавливалось (бензин и запчасти – все уходило на фронт), то трамвай был единственным видом  общественного транспорта. Возили рабочих на смены, днем – раненых в госпиталь. Ни путевое хозяйство, ни сами вагоны не отличались надежностью, поэтому сход вагона был обычным делом. Особенно зимой. В этом случае вагоновожатая просто просила всех пассажиров помочь ей поставить вагон назад – с деревянным кузовом это было реально сделать. С собой всегда были подручные инструменты – ломики, лопаты.
По ул.Кирова до перекрестка с ул.Удмуртской трамвай пошел только в 1949 году. В это время  в трамвайном управлении работало чуть более 100 человек, чтобы обеспечить работу 23 вагонов. Деревянные вагоны заменили цельнометаллическими только в 1955 году. Это были марки КТМ-1 и КТП-1, их можно было увидеть в городе еще в начале 70-х годов.

СМИ о нас: что в Ижевске делают со старыми вагонами?

Есть вопрос: что делают в Ижевске со старыми трамвайными вагонами

- Из общественного транспорта езжу только на трамвае. Многие из них устаревают, и мне стало интересно, куда потом девают старые трамвайные вагоны? Утилизируют?

Для того чтобы ежедневно обеспечить выпуск на линию 127 вагонов (именно столько в будний день выходит на маршруты Ижевска), в технической готовности два депо «ИжГЭТ» поддерживают 190 вагонов. Приличный запас необходим для того, чтобы оставались резервные вагоны, готовые выехать на замену в случае неисправности на линии. Кроме того, поочередно вагоны проходят регулярные регламентные процедуры (технические осмотры, плановые и капитальные ремонты) - следовательно, общее количество подвижного состава должно учитывать и эту необходимость.

В этом году было списано 2 вагона, которые были непригодными для реставрации. 

После благополучных советских времен (когда потребности в количестве трамваев у столицы Удмуртии были гораздо выше, чем сейчас) в депо остались вагоны, которые были поставлены на так называемую консервацию. В настоящий момент таких вагонов находится на балансе предприятия 29 единиц. Это вагоны с максимальным износом, которые многие годы не были востребованы и стояли «мертвым грузом».

Однако и с ними предприятие не спешит расставаться. В нынешнем году списано было всего 2 вагона, которые были признаны непригодными даже для реставрации.

Наталья Кузнецова,
пресс-секретарь «ИПОПАТ» и «ИжГЭТ»:
Пока, к сожалению, покупка вагонов, стоимость которых начинается от 17 млн. рублей за единицу - дорогое удовольствие для транспортного предприятия. Однако существуют эффективные способы модернизировать подвижной состав своими силами. В 90-х годах «ИжГЭТ» был освоен капитальный ремонт, который позволял поддерживать безопасность. Правда, комфортабельность и энергозатратность, а также вместительность после капитального ремонта остается на уровне подвижного состава советского времени. Ситуация начала меняться два года назад, когда «ИжГЭТ» был разработан проект серийного производства модернизированных вагонов Т3К-Иж. Проект предполагает снятие со старых вагонов не только всей металлической обшивки, но и несущих конструкций, устаревшего громоздкого электрооборудования для создания более современного образца подвижного состава.

Оказывается, от отслужившего 30-40 лет вагона остаются только две трамвайные тележки и единственная хребтовая балка, проходящая в основании вагона. После глубокой реставрации эти два элемента «обрастают» новым каркасом, обшивкой, устанавливается современное оборудование. Материалы для оформления салона используются также новые, более технологичные и современные. Три таких вагона уже перевозят пассажиров. В ноябре еще два серийных образца выйдут с производства. Поэтому можно сказать, что вагоны не списываются, а, напротив, обретают новую жизнь. Утилизируется только их старая оболочка, не представляющая ценности. 

ссылка на статью http://izhlife.ru/events/47445-est-vopros-chto-delayut-v-izhevske-so-starymi-tramvaynymi-vagonami.html

   
© ALLROUNDER