Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

      Ижевск был одним из первых городов в стране, который перешел на систему бескондукторного обслуживания. Вначале на новую систему был переведен 3 маршрут трамвая, затем остальные маршруты.

4a5e62801c7b0bb5f757576f1995987d.jpg

       В вагонах были поставлены металлические ящики, куда пассажиры бросали деньги за проезд. Билетов при этом не было. Очень скоро на предприятии убедились в неэффективности такого метода. Далеко не все пассажиры платили за проезд. Да и инкассация денег из таких ящиков была неудобна, и не все деньги попадали в кассу предприятия.
      Стали совершенствовать систему. Были изготовлены (вначале своими силами, потом стали получать централизованно) кассы-копилки. Пассажир, оплачивая проезд, самостоятельно отрывал билет, причем деньги сначала попадали на открытый лоток для контроля, а затем в инкассаторскую сумку. При съеме денег сумка автоматически захлопывалась, и доступа к деньгам не было. Сумки сдавались в кассу, где комиссионно подсчитывалась выручка по каждому водителю. Но доступ к билетам был открыт. Недобросовестный пассажир мог оплатить не полную стоимость проезда или вообще не оплатить проезд, а билет оторвать. Появился так называемый «разрыв» - разница между суммой оторванных билетов и наличием денег в кассе.
       Была поставлена задача - увеличить продажу месячных проездных билетов. В качестве эксперимента долгосрочные проездные билеты стали стоить дешевле. Например, проездной на трамвай вместо 2 р. 40 коп. стал стоить 1 руб. 70 ком. Продажи таких билетов выросли на 25%. Предприятие стало получать средства в виде аванса и гарантированную оплату проезда пассажирами.
       С 1 июля 1972 года ГЭТ был переведен на бескассовый метод работы. В салонах сняли все типы касс и установили компостеры по 4 штуки в каждом салоне. Сбор платы производился путем продажи абонементных талонов.
       В 1976 году был создан специальный отдел – служба организации и учеба сбора выручки. На службу была возложена задача организовать широкую продажу абонементов во всех торговых точках города. Реализацией абонементов занимались киоски «Союзпечать», магазины, сберегательные кассы, водители.  Были и собственно киоски по продаже абонементов и месячных проездных билетов.
        Внедрение бескондукторного, а затем и бескассового метода сбора выручки было вынужденной мерой. Рабочая сила требовалась на производственные предприятия. Дефицит кондукторов сдерживал выпуск трамваев в линию, поэтому другого пути не было. В июле 1970 года последний кондуктор Вера Ивановна Шляпина, сделав последний рейс, уходит с трамвайного вагона. Сумка кондуктора примерно ан 30 лет становится музейным экспонатом…

0_1c1af_b516ddc_M.jpg

       Кондукторское обслуживание решили возобновить лишь в 1998 году.
       По воспоминаниям работников ИжГЭТ в тот год из желающих устроиться на работу кондуктором выстраивались огромные очереди. Отбор был жестким. Слишком молодых, например, не брали. После двухдневного обучения около десятка кондукторов начали работать в ижевских троллейбусах.
       2 февраля на кондукторское обслуживание перешел и трамвай.
       Интересный факт! В ИжГЭТ есть кондукторы, которые работают на предприятии с 15 января 1998 года, то есть целых 20 лет!
       От всей души поздравляем наших добрых, ответственных и трудолюбивых кондукторов с этой юбилейной датой! Желаем им успехов в работе, бодрости, оптимизма и побольше благодарных и вежливых пассажиров!

По книге Владимира Беселева «Наш ижевский трамвай»

Назад к новостям