Развитие трамвайного движения города Ижевска

К началу XX века в Ижевском посёлке насчитывалось уже 44 тысячи человек. По числу жителей, разнообразию предприятий и учреждений он вполне мог претендовать на городской статус. Но лишь 6 июля 1925 года постановлением ВЦИК СССР Ижевскому посёлку был присвоен статус города. А с декабря 1934 года Ижевск стал столицей Удмуртии.


По численности населения Ижевск становится настоящим столичным городом. Но в этом, уже большом по экономической классификации городе, со всей остротой встала транспортная проблема. Многочисленные обращения к городским властям, постоянные жалобы жителей на трудности, связанные с «пешим» хождением на заводы и предприятия, привели к принятию решения о строительстве трамвая.

Начало движению электротранспорта в городе положил 1934 год, когда на заседании Президиума ижевского горсовета был рассмотрен вопрос о проектировании трамвая и принято решение о разработке строительства 1-й очереди трамвайного движения.


А уже 18 ноября 1935 года, в 9 часов утра, первый ижевский трамвай вышел в линию. Появление нового вида транспорта стало для ижевчан подлинным праздником, крупным событием городской жизни; трамваем не просто пользовались, им гордились. Право открыть движение по маршруту №1 было предоставлено Марии Ивановне Рязановой.


Маршрут трамвая начинался от Воткинской линии (переулок Ястребовский) и шёл до улицы Вятской (ныне улица Кирова). Линия на этом участке была однопутной с разъездом между улицей Советской и улицей Труда (ныне улица Ленина). Депо расположилось у Воткинской линии и представляло собой деревянный барак и смотровую канаву.

Очень быстро трамвай стал органичной частью Ижевска, неотъемлемой его принадлежностью, хотя трамвайный парк насчитывал всего 5 вагонов.


В 1937 году трамвайный маршрут №1 продлён от Воткинской линии до старого Казанского вокзала (современная остановка "Хозяйственная база"). В этом же году введён в эксплуатацию трамвайный маршрут №2, который, буквально на год, стал коротким вариантом первого маршрута и ходил от улицы Кирова до Центра.


В следующем, 1938 году, были проложены трамвайные пути по улице Труда (ныне улица им.В.И.Ленина), маршрут №2 начал курсировать от улицы Кирова, через Центр, по улице Труда до улицы Пионерской (ныне несуществующий участок, переходивший в улицу Гоголя (сейчас - бульвар Гоголя)).


Дальнейшее строительство путей по улицам Труда и Орджоникидзе позволило в 1939 году продлить второй маршрут до улицы Краева.

Годы Великой Отечественной войны были тяжёлыми абсолютно для всех жителей Советского Союза. Вместе со всей страной работники ижевского трамвая встали на защиту Родины. Почти все мужчины ушли на фронт, многие из них не вернулись. Оставшиеся работники неимоверными усилиями поддерживали бесперебойную работу трамвая днём, а ночью женщины-водители на своих вагонах перевозили раненых в школы, расположенные вблизи трамвайных путей.

В 1941 году, несмотря на все трудности, усилиями коллектива управления трамвая, введена в эксплуатацию трамвайная линия по улице Орджоникидзе от улицы Краева до промышленной. Трамвайный маршрут №2 начал курсировать от улицы Промышленной, через Центр до улицы Кирова.


Победоносно закончилась война, страна встала на трудовую вахту восстановления и развития народного хозяйства. Нуждался в восстановлении и ижевский трамвай – из 19 вагонов осталось всего 11, многие трамвайные пути были непригодны к эксплуатации.

Уже в 1947 году построена трамвайная линия по улице Кирова от улицы К.Маркса до парка культуры и отдыха, по которой продлён маршрут №1, а в 1948 году маршрут №2 был продлён по улице Кирова от улицы Карла Маркса до завода имени Ленина (ПО "Редуктор").


К середине 1950-х годов наступает новый этап в развитии трамвая. Увеличение территории и населения города настойчиво требовали роста количества транспорта. В 1955 году управление ижевского трамвая получает первые цельнометаллические вагоны типа КТМ-1/КТП-1.


Силами самих трамвайщиков, с участием многих промышленных предприятий города, строятся трамвайные линии в городок Металлургов (1957 год) и к новому Казанскому вокзалу (1958 год). А в 1959 году, по действующим путям, открыт маршрут №3, связавший железнодорожный вокзал с улицей Промышленной.

Бурное развитие города диктовало свои условия: увеличивалось количество мест притяжения пассажиров - новые жилые микрорайоны и производственные площади: в январе 1963 года открыт маршрут №4, от городка Металлургов до улицы Промышленной.


1 июля 1964 года торжественно открыт 5-й маршрут: были проложены трамвайные пути от улицы Орджоникидзе до Воткинского переулка. Жители Восточного посёлка получили возможность без пересадок добраться до Центра города при помощи электротранспорта.


Большим событием в жизни предприятия стала сдача в эксплуатацию в 1965 году трамвайного депо №2. К этому времени в первом трамвайном депо было уже более 100 вагонов разных типов. Открытие нового депо позволило значительно улучшить качество обслуживания населения Ижевска: в октябре проложены трамвайные пути через микрорайон «Культабаза», трамвайный маршрут №2 продлён до улицы Тимирязева.


Знаковым для ижевского трамвая стал 1966 год: были получены первые вагоны чехословацкого производства «Татра Т3» (а в 1973 году Ижевск стал первым в России городом, полностью перешедшим на эксплуатацию импортных вагонов). Естественно, что массовое получение новых трамваев позволило более интенсивно вести работы по строительству трамвайных линий, одновременно развивая маршрутную сеть и уменьшая интервалы движения на действующих маршрутах: были проложены трамвайные пути до улицы Дзержинского (современная остановка троллейбусов «Техучилище»).


11 октября 1967 года введена в эксплуатацию новая трамвайная линия, соединившая центральную и заречную части города, открыт новый трамвайный маршрут №6 (Центр – улица Огнеупорная). С первого дня своего существования шестой являлся периферийным маршрутом, обслуживающим окраинные деревянные кварталы юга Ижевска (в апреле 2010 года маршрут закрыт после продления до улицы Огнеупорной 5-го маршрута).

Строительство трамвайных путей далее по улице Халтурина и переулку Грибоедова до улицы Тимирязева, позволило в 1968 году продлить 5-й маршрут до микрорайона «Буммаш».


В июле 1969 года был открыт маршрут №7, первый, не проходящий через Центр города: от улицы Промышленной до Воткинского переулка. По-сути, это был короткий вариант будущего 8-го маршрута.

23 декабря 1969 года, по уже действующим линиям, был открыт восьмой трамвайный маршрут, сообщением «улица Промышленная – Восточный посёлок – Буммаш». Появился ещё один транспортный коридор, позволивший почти в два раза сократить время в пути от Буммаша до Соцгорода.

10 октября 1970 года трамвайный маршрут №7 перенаправлен на свою современную трассу. Прямым трамвайным сообщением были связаны два крупных района города – Буммаш и Металлург.


До 1975 года район железнодорожного вокзала обслуживался двумя трамвайными маршрутами: №1 и №3. Для соединения важного транспортного узла с районом «Буммаш» 15 февраля был открыт маршрут №9.

По достоинству оценив преимущество трамвая, его высокую регулярность, провозную способность, исполкомом горсовета и горкомом КПСС было принято решение начать строительство современного трамвая – скоростного – в новые микрорайоны «Старый аэропорт» и к автозаводу. В 1982 году был введён в эксплуатацию первый участок скоростного трамвая (маршрут №10) от остановки «Школа-интернат» до 300-го производства (ныне «ул. Халтурина. Санаторий «Строитель» и «улица 40 лет Победы», соответственно).


И уже в ноябре 1983 года 10-й маршрут был продлён до остановки «улица Ворошилова», обеспечив надёжную связь Центра города с новыми восточными микрорайонами.


18 февраля 1985 года, по линии скоростного трамвая, был открыт маршрут №11, сообщением "улица Промышленная - улица Ворошилова". 

28 мая 1988 года трамваи пошли по новому, 12-му маршруту, от улицы Московской до улицы Ворошилова. 12-й - один из самых необычных маршрутов трамвая в нашем городе. Изначально трамваи ходили только в период действия летних расписаний (с 1 мая по 1 ноября) и только по субботам и воскресеньям - обеспечивалось трамвайное сообщение железнодорожного вокзала и южной автостанции с микрорайоном "Старый аэропорт" и 4-м микрорайоном Автозавода. С 3 августа 2009 года маршрут №12 работает ежедневно.

1 мая 1997 года, по действующим линиям, был введён в эксплуатацию трамвайный маршрут №13, сообщением "улица Огнеупорная - улица Ворошилова". Тринадцатый был маршрутом выходного дня в период действия летних расписаний (с 1 мая по 1 ноября) и во время своей работы заменял шестой маршрут. К сожалению, в связи с невысоким пассажиропотоком, проработав в общей сложности всего 11 месяцев, с 1 октября 1998 года трамвайный маршрут №13 был закрыт.


Развитие троллейбусного движения города Ижевска.

К началу 1960-х годов число жителей Ижевска превысило 300 тысяч человек, строились производственные цеха и заводы, возникали новые жилые микрорайоны. Стало очевидно, что трамвай и автобус не справляются с перевозкой пассажиров, возник вопрос о необходимости строительства третьего вида транспорта – троллейбуса. По нормам строительства тех лет наличие трёх видов транспорта для городов с населением менее 500 тысяч человек не разрешалось. Потребовались поездки в Москву, обращения в ЦК КПСС и лично к Д.Ф.Устинову, чтобы получить разрешение на строительство в Ижевске троллейбусного движения. К 1965 году был готов проект строительства, а в 1966 году начались строительные работы.


Необходимо было готовить и водителей троллейбуса. Частично этот вопрос решался приглашением водителей первого класса из других городов, но большая часть водителей готовилась в Ижевске, где они проходили теоретическое обучение. Для этого по конкурсному отбору из ста с лишним кандидатов был сформирована группа в 30 человек.


Для прохождения практического обучения будущие водители были направлены к коллегам в города Горький, Свердловск, Челябинск. По возвращении в Ижевск все водители успешно сдали экзамены в ГАИ и начали обкатку троллейбусной линии. В сентябре 1968 года в Ижевск прибыли первые троллейбусы – 20 машин ЗиУ-5, производства энгельсского завода имени Урицкого.


И вот, 6 ноября 1968 года, в свой первый рейс по 1-му маршруту (от Центра до остановки «Школьная») отправился троллейбус. Младший брат трамвая понравился ижевчанам, для развития троллейбуса шло благоустройство улиц: ремонтировалась проезжая часть, строились тротуары, появлялось освещение.


Поэтому троллейбусное движение стало развиваться ударными темпами: в августе 1969 года был введён в эксплуатацию участок новой троллейбусной линии, от остановки «Школьная» до завода «Ижтяжбуммаш» (современная остановка "Дом печати") по Воткинскому шоссе, продлён маршрут №1.

23 февраля 1970 года, со вводом новой троллейбусной линии, открыт маршрут №2. Троллейбусы прошли от остановки "Школьная" по улице Димитрова, Майской, Пушкинской, Советской, Воровского, Промышленной, вышли на улицу Орджоникидзе и завершили свой путь возле завода "Нефтемаш". Ввод в эксплуатацию этой линии позволил также открыть маршрут № 3, сообщением «Центр – завод Нефтемаш».


В марте 1971 года была завершена реконструкция улицы Удмуртской, она получила свои современные очертания. По новой дороге была проложена контактная сеть для троллейбуса (участок от улицы Майской до улицы Советской). Маршрут №2 изменил свою трассу: теперь троллейбусы следовали от завода «Буммаш» по улице Удмуртской до завода "Нефтемаш".


26 марта 1971 года открыт троллейбусный маршрут №4 от остановки «Школьная» до завода «Нефтемаш» через улицу Пушкинскую.

В 1973 году была введена в эксплуатацию троллейбусная линия через жилой микрорайон «Буммаш» до южной проходной автозавода. 4-й маршрут троллейбуса перенаправлен по новой трассе: завод «Нефтемаш» - ул.Пушкинская – ул.Ворошилова – Автозавод. Тогда же открыт маршрут №5: Центр - ул.Удмуртская - ул.Ворошилова - Автозавод.


20 января 1975 года, после строительства линии по улицам Горького, Кирова, Прудовой (ныне улица 30 лет Победы) открыт троллейбусный маршрут №6, связавший городок Металлургов с центральным рынком.


В 1975 году проложена троллейбусная линия от улицы Ворошилова до 6-го микрорайона Автозавода (современная остановка "улица Труда"). В январе 1976 года по новой линии перенаправлен маршрут №5. 18 января 1976 года был открыт троллейбусный маршрут №7: Центр - ул.Пушкинская - ул.Ворошилова - улица Труда.


В июле 1978 года, после строительства линии от Центрального рынка до ул.Воровского, троллейбусный маршрут №6 продлён до завода "Нефтемаш", тем самым получил современные очертания.


После осуществления связки Центра с Соцгородом через улицу К.Либкнехта прямым троллейбусным сообщением, был закрыт маршрут №3.

К девятому дню рождения ижевского троллейбуса ТТУ подготовило жителям города подарок - 6 ноября 1979 года был открыт маршрут троллейбуса №8, сообщением "Центр – завод «Нефтемаш» - ул.Труда - 4-й микрорайон автозавода" (остановка "Кафе «Строитель»"). Этому событию предшествовала серьёзная работа: была построена и введена в эксплуатацию новая троллейбусная линия от завода "Нефтемаш" по улицам Камбарской, Первомайской, Молодёжной до улицы Труда.


Ижевск строился, развивался, с каждым годом увеличивалось количество жителей города, а, следовательно, и пассажиров. Возникла необходимость открытия движения троллейбуса в Ленинский район. Руководством ТТУ перед горкомом был поставлен вопрос о необходимости строительства троллейбусного парка №2. В 1976 году было начато проектирование, а в конце 1985 года был сдан в эксплуатацию троллейбусный парк №2.


10 апреля 1986 года состоялось торжественное открытие нового подразделения предприятия. Из первого парка во второй для постоянной работы были переданы троллейбусные маршруты №6 и №8.


Долгих семь лет ижевский троллейбус ждал строительства новых линий, пока 5 ноября 1986 года не был открыт маршрут №9, связавший городок Металлургов с посёлком Машиностроителей по улицам Горького, Новоажимова, Клубной, Баранова. Впервые троллейбус пересёк границу Ленинского района.


В следующем, 1987 году, 21 июня, по действующей контактной сети был открыт троллейбусный маршрут №10. Ленинский и Устиновский районы были соединены прямым троллейбусным сообщением.


В 1989 году, в связи с реконструкцией улиц, контактная сеть троллейбуса с улицы Камбарской была перенесена на улицу 40 лет Победы.

Время, как говорится, диктует свои законы. В 1990-е годы существенно изменилась направленность пассажиропотока. Возникла необходимость соединить микрорайон "Старый аэропорт" с жилым микрорайоном "Буммаш". С этим справились троллейбусы маршрута выходного дня №11 (Восточный рынок - Троллейбусный парк №1), открытого 1 мая 1993 года.


В середине 1990-х годов значительно возрос пассажиропоток на направлении "Центральный рынок - Соцгород - Старый аэропорт - 4-й микрорайон автозавода". Было принято решение перенаправить на данное направление маршрут троллейбуса №8. Чтобы пассажиры могли постепенно привыкнуть к этим изменениям, 22 января 1996 года был открыт маршрут №12 (ТТУ - ул.К.Либкнехта - ул.Молодёжная - Дом моделей), который впоследствии должен был заменить 8-й маршрут (закрыт 15 мая 1997 года).


28 декабря 2000 года, для того чтобы разгрузить маршрут №10 на направлении "гор.Строителей - Соцгород - Старый аэропорт", был введён в эксплуатацию троллейбусный маршрут №14 сообщением "улица К.Герда - ул.К.Либкнехта - ул.Орджоникидзе - ул.Молодёжная - ул.Труда".


1 апреля 2006 года, по просьбам пассажиров, для прямой связки троллейбусным сообщением улицы Пушкинской с микрорайоном "Старый аэропорт" был открыт маршрут №15. Троллейбусы следовали от ост."Школьная" по Воткинскому шоссе, Пушкинской, Воровского, Орджоникидзе, ул.40 лет Победы до улицы Молодёжной. 5 мая 2008 года маршрут №15 был заменён маршрутом №4Д, сообщением "Автозавод - ул.Молодёжная", который работает в часы "пик".


27 декабря 2007 года введено в эксплуатацию разворотное кольцо для троллейбусов на улице Автозаводской. Маршрут №10 продлён до конечной станции "улица Ворошилова", маршрут №12 отменён.


1 ноября 2009 года, с целью улучшения сообщения между городком Строителей, улицей Удмуртской и микрорайоном «Буммаш», троллейбусный маршрут №14 был перенаправлен: от ул.К.Герда по улицам К.Либкнехта, Воровского, Удмуртской, Дзержинского, Ворошилова до улицы Труда.